Инклюзивная спортивная школа. Создание условий доступности для детей с расстройствами аутистического спектра

Актуальность занятий спортом для любого ребёнка не вызывает сомнений. Родители могут выбрать наиболее приемлемую форму занятий, вид спорта, секцию в системе дополнительного образования или спортивный центр. Для ребенка с аутизмом и его семьей такой выбор, если и существует, то крайне ограничен, а для многих его просто нет.

Определенные диагнозом ребенка не дают возможности отправиться в ближайшую к дому спортивную школу, центр дополнительного образования и записать ребёнка в секцию. А если и пойти на этот отчаянный шаг, записать ребенка, то, скорее всего, его выгонят с первого же занятия. Он не готов (не может) заниматься, как обычные дети. А педагог, тренер, образовательная организация не готовы, не умеют его учить.

Для того, чтобы дети с РАС младшего школьного возраста имели возможность заниматься физической культурой и спортом в организации дополнительного образования, в секциях и спортивных центрах, в этой структурех необходимо создать условия, которые соответствовали бы особым потребностям данной категории детей. Формирование комплекса особых образовательных условий , необходимых для обучения детей с РАС, реализация таких условий для конкретных детей на площадке спортивной образовательной организации, является основным содержанием проекта.

В основе комплекса создания условий программа обучения специалистов в области физической культуры и спорта и адаптивной физической культуры, тренеров, педагогов, специалистов дополнительного образования. Это практически ориентированное обучение (получение знаний, умений и навыков).

Следующим шагом для успешного обучения ребёнка с РАС (и просто для того, чтобы такое обучение стало возможным) необходимо обеспечить ребёнку психолого-педагогическую поддержку , выбрать новый формат занятий , создать и адаптированную программу , обеспечить комфортную и дружественную среду в образовательной организации. Психолого-педагогическая поддержка предполагает оценку специалистами коммуникативных, сенсорных и поведенческих проблем ребенка, консультирование тренеров и педагогов, дополнительные занятия с педагогом-психологом, повышение на коррекцию проблемного поведения и других дефицитов ребёнка.

Проведение такого работы, объединение усилий всех сторон будет решение стратегические задачи – формирование образовательных учреждений, спортивных организаций компетенций, необходимых для обучения детей с РАС.

С программой проекта можно ознакомиться здесь (285 кб)

Партнёры проекта