РАСширяем границы. Создание условий для развития способностей детей с аутизмом

Проект предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на поддержку детей с РАС, а именно создание условий для занятий в организациях дополнительного образования, необходимых для развития способностей детей с РАС, в различных направлениях художественного и технического творчества.

Актуальность развития способностей, вовлечения в художественное и техническое творчество для любого ребенка несомненна. Родители могут выбрать наиболее приемлемую форму занятий, интересный для ребенка вид творчества, кружок или секцию в системе дополнительного образования.  Особенности ребенка, связанные с диагнозом, не дают возможности отправиться в ближайший к дому центр развития или детского творчества, центр дополнительного образования (не говоря уже о музыкальной или художественной школе) и записать ребенка в понравившийся кружок.

В первую очередь, чтобы дети с РАС младшего школьного возраста имели возможность заниматься музыкой, рисованием, робототехникой, рукоделием или программированием в организациях дополнительного образования, в кружках и детских центрах, в данных структурах необходимо создать условия, соответствующие особым потребностям данной категории детей. Возможность посещать занятия, обеспеченная профессиональным и финансовым ресурсом, а также формирование комплекса особых образовательных условий, необходимых для обучения детей с РАС, и реализация таких условий для конкретных детей, являются основным содержанием проекта. В основе создания комплекса условий лежит программа обучения педагогов, специалистов дополнительного образования. Это практикоориентированное обучение (получение знаний, умений и навыков), которое будет учитывать, как специфику особенностей РАС, так и специфику занятий в предметных областях (например, музыка, программирование).

Следующим шагом для успешного обучения ребенка с РАС (и просто для того, чтобы такое обучение стало возможным) необходимо обеспечить ребенку психолого-педагогическую поддержку, выбрать оптимальный формат занятий, создать и реализовать адаптированную программу, обеспечить комфортную и дружественную среду в образовательной организации. Психолого-педагогическая поддержка предполагает оценку специалистами коммуникативных, сенсорных и поведенческих проблем ребенка, консультирование тренеров и педагогов специалистами в данной области, дополнительные занятия с педагогом-психологом, направленные на коррекцию проблемного поведения и других дефицитов ребенка.

Проведение такой работы, объединение усилий всех заинтересованных сторон будет способствовать решению стратегической задачи – формированию в образовательных учреждениях условий, необходимых для обучения детей с РАС.

С программой проекта можно ознакомиться здесь