15 октября 2020 г., состоялся вебинар «Сопровождение ребёнка с РАС в общеобразовательной школе (опыт родителей и специалистов)».

В ходе вебинара своим опытом сопровождения ребёнка с РАС в школе поделились родители школьников с РАС, тьюторы и представители екатеринбургской общеобразовательной школы. Спикеры осветили систему подготовки и организации обучения ребёнка с РАС в общеобразовательной школе с разных сторон. Участники вебинара узнали об уникальном опыте родителей, чьи дети с РАС пошли в первый класс в этом году и чьи дети продолжают обучение в начальной школе, об особенностях подготовки и сложностях, с которыми приходится сталкиваться.

Елена Сумеркина, руководитель направления «Инклюзивная школа» АНО реализации инклюзивных проектов «Развитие без границ», член Правления регионального отделения ВОРДИ Свердловской области и мама ребёнка с РАС, осветила правовые аспекты инклюзии, разъяснила права родителей с РАС, связанные с реализацией права ребёнка на образование, и рассказала, каким образом школа может обеспечить условия, необходимые ребёнку с особыми потребностями, даже если они не были рекомендованы ему в соответствующем заключении ПМПК.

Анна Зоркова, генеральный директор КРЦ Аврора г. Екатеринбург, рассказала, насколько важна фигура куратора для поддержки и вовлечения всех участников обучающего процесса в общеобразовательной школе для ребёнка с РАС. Куратор выстраивает среду обучения, адаптирует школьный процесс к возможностям и потребностям особого ребёнка, а также берёт на себя выполнение других важных функций, с которыми школа, в силу своей массовости, справиться не может. Эта роль оказывается критически необходима в ситуации, когда школы ещё только получают первый опыт и компетенции для работы с детьми с особыми потребностями: именно куратор помогает сделать этот опыт максимально безболезненным и эффективным для всех сторон.

Очень интересным был доклад учителя начальных классов одной из школ, где реализуется инклюзивная модель обучения ребёнка с РАС. Отсутствие знаний и опыта часто заставляет учителей ожидать от появления в классе особенного ребёнка «самого худшего». На деле оказывается, что выстроенная куратором система взаимодействия оставляет в выигрыше всех: и особенного ребёнка, и его одноклассников, и учителя, и школу.

О роли тьютора в школе и о том, как можно модифицировать тьюторское сопровождение для развития уверенности и самостоятельности у ребёнка с РАС, рассказала Вера Ермолова (поведенческий аналитик, куратор поведенческих программ и инклюзивного направления «АС-Прогресс»). Оказывается, тьютор может быть не только «тенью», непрерывно следующей за своим подопечным; его работа помогает ребёнку с РАС строить отношения в коллективе сверстников и стать полноценным и, что очень важно, самостоятельным участником школьной жизни во всём её разнообразии.

«Необходимо отметить, что, несмотря на действующее законодательство и развивающуюся инфраструктуру поддержки детей и взрослых с РАС, по-прежнему многое зависит от людей и ситуации «на местах». Не все школы готовы принять инклюзивную модель образования, и тому есть масса причин: отсутствие необходимых знаний, опыта, информации, устоявшиеся традиции, несовершенство регулирования и другие. Модель кураторского сопровождения ребёнка в школе позволяет минимизировать стресс и привлечь опытных специалистов к развитию инклюзии в конкретной школе, а также сформировать необходимые компетенции у школьного педагогического состава,» — отметила модератор встречи Марина Пономарева, директор АНО реализации инклюзивных проектов «Развитие без границ».

В вебинаре приняли участие 26 родителей и специалистов.

Проект «Остановиться нельзя, двигаться» реализуется победителем конкурса «Школа филантропии» благотворительной программы «Эффективная филантропия» благотворительного фонда Владимира Потанина.

Другие события